— глаголы идти и увянуть образуют эти причастия от особой основы, не равной никаким другим: шед-ш-ий, увяд-ш-ий .
У некоторых глаголов могут образовываться два причастия от разных основ: одно от основы прошедшего времени высохший и другое от основы инфинитива высохнувший , причём выбор суффикса осуществляется в соответствии с приведённым правилом. Страдательные причастия
Страдательные причастия
обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком.
Страдательные причастия настоящего времени
образуются от переходных глаголов НСВ, от основы настоящего времени с помощью суффикса
—ем — (иногда -ом ) для глаголов I спряжения: чита-ем-ый, вед-ом-ый ,
—им — для глаголов II спряжения: хран-им-ый .
Страдательные причастия могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и управляемый образованы от непереходных глаголов руководить и управлять (значение объекта при этих глаголах выражается существительным в форме не В. п., а Т. п.: руководить, управлять заводом ).
Не имеют страдательных причастий настоящего времени глаголы бить, писать, шить, мести и другие.
Страдательное причастие настоящего времени у глагола давать образуется от особой основы (даваj-ем-ый ).
Глагол двигать имеет в настоящем времени два страдательных причастия: двигаемый и движимый .
Страдательные причастия прошедшего времени
образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
—н(н)- от глаголов на —ать, -ять и —еть : прочита-нн-ый ,
—ен(н)- от основ на согласный и —ить : унес-ённ-ый, построенный,
—т- от основ на —нуть , —оть , —ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый .
Не образуются страдательные причастия прошедшего времени у глаголов полюбить, искать, брать .
У некоторых глаголов на —сти, -сть страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего/будущего времени: приведённый, обретённый, спрядённый, украденный .
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть также образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: хорошо прода-ющ-ие-ся (=продава-ем-ые ) / продава-вш-ие-ся книги .
Страдательные причастия имеют полную
и краткую формы
: написанное мною письмо — письмо написано мною . Краткие причастия обладают теми же грамматическими свойствами, что и краткие прилагательные, т. е. не изменяются по падежам и выступают в предложении преимущественно в функции именной части сказуемого. Причастия и отглагольные прилагательные
От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса —ящ- образуется причастие горящий , а с помощью суффикса —юч- — прилагательное горючий . Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, —енн- или —им- ), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.
1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, «возникший в результате осуществления действия», «способный участвовать в действии»), ср.:
Она была воспитана в строгих правилах (=Её воспитали в строгих правилах ) — причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная ).
2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн) — является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:
Другие статьи:
Грамматика – необходимая и достаточная
При изучении иностранных языков важно, а порой и практически необходимо знание
терминов грамматики. Когда швед говорит, что он не знает шведской грамматики, то
это обычно означает, что он не помни ...
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ)
Упражнение 176. Укажите различные тропы (метафоры, метонимии,
синекдохи, антономазии, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, перифразы).
Какова их функция в речи?
1. Ненастный де ...