Причастие
Страница 1

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи (эта точка зрения отражена в комплексе 2 и в последних изданиях комплекса 1), в других — особой формой глагола (эта точка зрения отражена в комплексе 3 и в более ранних изданиях комплекса 1). В предлагаемом нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую, неспрягаемую форму глагола.

Причастие

— это особая форма глагола со следующими признаками:

1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий, что делавший?, что сделавший?.

2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.

К признакам глагола

относятся

— вид (СВ и НСВ),

— переходность (признак актуален для действительных причастий),

— возвратность,

— время (настоящее и прошедшее).

— залог (действительный и страдательный).

В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.: Рабочие строят дом — Дом строится рабочими ) — см. возвратность глагола.

К признакам прилагательного

относятся

— род,

— число,

— падеж (у полных причастий),

— полнота / краткость (только у страдательных причастий).

3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия — только частью сказуемого). Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола

Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.

Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереходные глаголы имеют только формы действительных причастий.

Глаголы СВ имеют только причастия прошедшего времени (то есть глаголы СВ не могут иметь никаких форм настоящего времени — ни в изъявительном наклонении, ни в причастных формах), глаголы НСВ могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,

переходные глаголы НСВ

имеют все 4 причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный ),

непереходные глаголы НСВ

имеют 2 причастия — действительные настоящего и прошедшего времени (спящий, спавший ),

переходные глаголы СВ

также имеют 2 причастия — действительное и страдательное прошедшего времени (прочитавший, прочитанный ).

непереходные глаголы СВ

имеют только 1 причастную форму — действительное причастие прошедшего времени (проспавший ). Действительные причастия

Действительные причастия

обозначают признак предмета, который сам производит действие: мальчик, читающий книгу .

Действительные причастия настоящего времени

образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью суффиксов

—ущ —(-ющ-) для глаголов I спряжения: бег-ущ-ий, бега-ющ-ий,

—ащ —(-ящ-) для глаголов II спряжения: леж-ащ-ий, сто-ящ-ий .

Действительные причастия прошедшего времени

образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ и СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

—вш — для глаголов с основой, заканчивающейся на гласный: чита-вш-ий,

—ш — для глаголов с основой на согласный: нёс-ш-ий .

Глаголы могут образовывать действительные причастия прошедшего времени от другой основы:

— некоторые глаголы на —сти (вести, обрести ) образуют рассматриваемые причастия от основы настоящего/простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени): обретший (основа будущего времени обрет-ут , основа прошедшего — обре-ла ), ведший ;

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

ОТРАЖЕНИЕ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЯПОНСКОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ
Безусловно, наука о языке в той или иной стране отражает некоторые свойственные этой стране культурные представления и стереотипы. Особенно это заметно в тех странах, которые, как Япония, самостоя ...

Ромео и Джульетта (история болезни)
Предлагаемые размышления о шекспировской трагедии представляют собой очередную попытку понять устройство прославленного сюжета, выявить его «нечитаемые», или не вполне очевидные, структуры. Иначе ...