Устранение недочетов в звуковой организации речи
Страница 2

Упражнение 221. Проанализируйте правку А.М. Горького, определите цель переработки писателем предложений (в скобках даны слова, которые он заменил); укажите способы стилистической правки, используемые при исключении из речи неблагозвучных причастий.

1. Челкаш презрительно сплюнул и (прервал свои вопросы, отвернувшись) отвернулся от парня. 2. И можно было, глядя на небо, думать, что оно - тоже море, только море взволнованное (и застывшее в своем волнении), опрокинутое над другим. 3. Впереди ему улыбался солидный заработок, (требовавший) требуя немного труда и много ловкости. 4. Сонный шум волн (плескавшихся о суда, грозил чем-то, предупреждал о чем-то) гудел угрюмо и был страшен.

Упражнение 222. Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает ее благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.

1. В заметке речь шла о том, что по вине УКСа простаивали две автомашины, привезшие на завод оборудование и не разгружавшиеся в течение нескольких часов.

1. В заметке говорилось о том, что по вине Управления капитального строительства две автомашины, которые привезли на завод оборудование, не разгружались несколько часов.

2. Пограничники охраняют границу, как зеницу ока.

2. Пограничники надежно охраняют границу.

3. Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке.

3. Рисунки и гравюры, представленные на выставке, - это художественная летопись Москвы.

4. Сотрудники нашей лаборатории проводят большую работу по разработке этой важнейшей проблемы.

4. Сотрудники нашей лаборатории участвуют участвуют в решении этой важнейшей проблемы.

5. Сейчас диспетчер из Самары сообщает поездную обстановку, и из селекторного динамика доносится перестук проходящих поездов.

5. Диспетчер из Самары говорит о движении поездов, а в микрофон врывается перестук колес проходящих мимо составов.

6. Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды.

6. Зловещий холодный свет грозно бросал отблески на воронки, в которых, казалось, кипела вода.

7. Свиридов старается создать серьезный разрыв, памятуя о реактивном финише Иванова. На спуске Иванов смело спуртует и смотрит на соперника.

7. Свиридов помнит о реактивном финише соперника и старается вырваться вперед. Он смело делает рывок на спуске и оглядывается на Иванова.

8. С раннего утра сюда стало стекаться все население села.

8. Рано утром сюда начали идти люди со всего села.

9. Инициатива родителей улучшила блюдаж и сказалась на ассортименте питания детей в детсаде.

9. По инициативе родителей в детском саду улучшилось питание: блюда стали вкуснее и разнообразнее.

10. Безответственное отношение к сохранению товаров приводит к фактам отсутствия предотвращения растрат и хищений.

10. Бесхозяйственное хранение товаров создает благоприятную почву для хищений и растрат.

11. В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставило под сомнение реальность выполнения заданного задания.

11. В некоторых службах связи было поставлено под угрозу выполнение задания.

12. На беспримерном примере полета «Союза-9» основывались авторы в снимании фильма.

12. В основу фильма был положен беспримерный полет космического корабля «Союз-9».

Упражнение 223. Проанализируйте звуковую организацию речи в газетных заголовках, отмечая недочеты фоники и оправданные звуковые повторы.

1. «Афганский урок не впрок». 2. «Витамины грудничкам и старичкам». 3. «Спид не спит». 4. «Без надзора ревизора» (корреспонденция с подзаголовком «Из зала суда»). 5. «Хода нет на минарет» (фельетон о пренебрежении архитектурными памятниками). 6. «Таможенный склад - не работа, а клад». 7. «В одночасье съезд зачах. При свечах» (статья о «чрезвычайном шестом съезде народных депутатов СССР в марте 1992 г.). 8. «Недостаток внимания руководства к развитию производства». 9. «Строится остров». 10. «Конъюнктура для контркультуры». 11. «Баллы за бал на льду». 12. «Их конек - коньки». 13. «Какие хлопоты, таков и хлопок». 14. «Инъекция против инерции». 15. «База не обуза». 16. «Чем Уже, тем хуже». 17. «Прогноз и диагноз». 18. «Продолжатели и подражатели». 19. «Кому облегчение, кому огорчение». 20. «Расчеты и просчеты». 21. «Мнения и сомнения». 22. «Цитадели из цитат». 23. «Ждет матчей мяч». 24. «Уха из петуха». 25. «Чудо-чадо». 26. «Быт не забыт». 27. «Визит к «визирям».

Упражнение 224. Проанализируйте звуковую организацию речи в приведенных предложениях, отмечая недочеты фоники. Устраните их.

1. Строители предупреждены о персональной ответственности за устранение недостатков и за затяжку ремонта. 2. Нам было указано на наличие недостатков в работе. 3. На ферме горячие деньки, несмотря на природу, словно пытающуюся перелистать календарь вспять. 4. В совхозном саду во главе со стажером ребята проводят борьбу с листожором. 5. Свой день дети должны привыкать начинать с утренней гимнастики, проводимой дома, но пользу она принесет, если проводится систематически. 6. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок. 7. Крытый стадион открыт для всех. 8. Мы узнавали, не писали ли литераторы о этих событиях. 9. Все слышали, как скрипят тормоза за закрытым окном. 10. Не видели ли вы Лидии? 11. Вспомним еще одну аналогию из мифологии: Геракл стал пионером гидросмыва, пустив воды реки в авгиевы конюшни.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

О профессии переводчика
История не располагает данными о самом первом представителе нашего ремесла. Насколько мне известно, впервые упоминает переводчиков в литературе Плиний, когда пишет, что в Диоскурии постоянно работ ...

Как заучивать слова?
Общепринятый способ заучивания слов заключается в следующем. В левый столбец пишем в тетрадку иностранные слова данного текста, в правый – соответствующие им слова родного языка. Закрываем ладонью ...