Психологически собеседника ведут в определенном направлении, в большинстве случаев человек принимает один из предложенных вариантов.
Бывают ситуации, когда альтернативный вопрос демонстративно предлагает лишь два ответа: либо/либо. Умный собеседник не примет ни то ни другое, но найдет другую альтернативу.
Примеры:
«Хотите кофе или чай?»
«Решение утопить нефтяную станцию в Атлантике несет в себе экологические или экономические основания?»
Пожалуйста, составьте свои примеры.
1.
2.
3. Наводящий вопрос
Цель наводящего вопроса – получить определенный ответ, повлиять на отношение человека к чему-либо. В подобных вопросах можно распознать личную оценку, человеческое понимание, приоритеты и другое.
В журналистской деятельности наводящему вопросу отводится особое место. С одной стороны – в беседе присутствует напряжение, с другой – интервью движется в определенном направлении, четко к поставленной цели.
На деле часто возникают ситуации, когда на первый взгляд прямой, открытый вопрос при дальнейшем рассмотрении оказывается наводящим.
Прежде всего, наводящий вопрос – это подчинение, установка, преувеличение или обобщение, что, разумеется, несет в себе опасность. Вопрос может вызвать агрессию, когда, например, собеседник не хочет, чтобы им манипулировали.
В отличие от риторического вопроса ответ имеет значение.
Примеры.
«Несомненно, вы одобрите наше обдуманное решение перебазировать предприятие?»
«Разумные люди в наше время не верят в чудеса, вы ведь из их числа?»
Пожалуйста, составьте свои примеры.
1.
2.
3. Провоцирующий вопрос
Цель провоцирующего вопроса заключается в том, чтобы спросить о чем-либо, не затрагивая самой цели вопроса (откуда-то издалека).
Словно картинка из множества кусочков, действительность в глазах собеседника собирается из некоторого количества вопросов «с намеком».
Важно составлять безобидные вопросы, ни в коем случае не допускать хищной улыбки, выражающей что-то вроде: «Я тебя съем!»
Очень часто провокатору не хватает информации о действительном положении вещей, в чем трудно признаться. Не забывайте: за спрос денег не берут!
Провокационный вопрос Сократа стал знаменитым благодаря Платону. Сократ утверждал, что ничего не знает, и при этом задавал вопросы так ловко, что собеседник путался, давая противоречивые ответы, и, в конце концов, терялся.
Примеры.
1. На перекрестке сидит мужчина, известный лгун. Спроси его, какая дорога ведет в Нойнкирхен, он укажет неправильное направление. Итак, остается только один вопрос:
«Какая дорога не ведет в Нойнкирхен?»
2. «Вы нашли стоянку перед гостиницей?»
Если ответ на вопрос положительный, значит, вы говорите с водителем.
Составьте, пожалуйста, свои примеры.
1.
2.
3. Риторический вопрос
Цель риторического вопроса – прояснить неясный, туманный или многозначный ответ, либо подтвердить уже сказанное.
В отличие от наводящего вопроса, риторический – не требует ответа.
В первом случае, когда вопрос имеет уточняющий характер, есть вероятность, что в разговоре он может вызвать сопротивление, несогласие.
Другие статьи:
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
Упражнение 166. Замените выделенные слова фразеологизмами.
За справками обращайтесь к фразеологическим словарям.
1. Друзья работали рядом . 2. Он очень умный
. 3. Сочинять он был мастер. 4. Не ...
МОДЕЛЬ МИРА
Соотношение языка, культуры и окружающего мира — вот предмет изучения этнолингвистики,
науки, родившейся на стыке языкознания, этнографии и истории культуры. Об увлекательнейших
проблемах этой дис ...