Имя прилагательное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые
1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей? ;
2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые — по полноте / краткости и степеням сравнения;
3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого. Разряды прилагательных по значению
Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.
Качественные
прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (большой ), форму (круглый ), цвет (синий ), физические характеристики (холодный ), а также склонность предмета к совершению действия (болтливый ).
Относительные
прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный ), действию (читальный ) или другому признаку (вчерашний ). Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространёнными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н — (лес-н-ой ), -ов — (еж-ов-ый ), -ин — (топол-ин-ый ), -ск — (склад-ск-ой ), -л — (бег-л-ый ).
Притяжательные
прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин — (мам-ин ), -ов — (отц —ов ), -ий — (лис-ий ). Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного (ср. притяжательное прилагательное отц-ов и относительное прилагательное отц-ов-ск-ий ).
Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях:
1) только качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени;
2) качественные прилагательные могут иметь антонимы (глубокий — мелкий );
3) только качественные прилагательные могут быть непроизводны, относительные и притяжательные всегда производны от существительных, прилагательных, глаголов;
4) от качественных прилагательных образуются существительные со значением абстрактного признака (строг-ость ) и наречия на -о (строг-о ), а также прилагательные с суффиксом субъективной оценки (син-еньк-ий, зл-ющ-ий );
5) только качественные прилагательные имеют полную / краткую форму и степени сравнения;
6) качественные прилагательные сочетаются с наречиями меры и степени (очень большой , но не *очень читальный ).
Таким образом, мы видим, что качественные прилагательные грамматически противопоставлены относительным и притяжательным прилагательным, которые, в свою очередь, грамматически очень похожи. Различие относительных и притяжательных прилагательных проявляется только в типе их склонения (см. склонение прилагательных), что даёт основание многим исследователям объединять их в одну группу относительных прилагательных, в которую при последовательном грамматическом выделении частей речи попадают также порядковые числительные и местоименные прилагательные. Склонение прилагательных
Прилагательные всех разрядов имеют непостоянные признаки рода
(в единственном числе), числа
и падежа
, в которых они согласуются с существительным. Прилагательные также согласуются с существительным в одушевлённости, если существительное стоит в форме В. п. множественного числа, а для мужского рода — и единственного числа (ср.: вижу красив-ые туфли и вижу красив-ых девочек ) — см. одушевлённость существительного.
Изменение прилагательного по родам, числам и падежам называется склонением прилагательных.
Качественные
и относительные
прилагательные склоняются одинаково. Этот тип склонения называют адъективным.
В единственном числе
их окончания различаются в зависимости от рода и качества согласного, заканчивающего основу.
Во множественном числе
окончания прилагательных, как и окончания существительных, унифицированы:
Другие статьи:
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
В данной главе мы кратко рассмотрим основные этапы развития японского языка в
связи с развитием японской культуры. ...
Об учебниках
За последние полтора-два десятилетия достигнуто немало успехов и в этой области
Мы имеем возможность изучать все язык мира по учебникам, созданным на основе самых
современных методических принципо ...