Словообразовательный разбор производится по следующей схеме
:
1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив).
2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.
3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.
4. Указать способ словообразования.
5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:
— чередование гласных и согласных,
— усечение производящей основы,
— интерфиксация,
При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых , не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал , читающий , читая от читать ). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.
Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ← окно , а не *под окном ), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ← с ума сшедший ) и субстантивации (учащийся сущ. ← учащийся прич. ).
Во-вторых , при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу — ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход , а не слова пар и ходить . Средство образования слова пароходный — суффикс -н- , способ — суффиксация.
В-третьих , не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.
В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ← весело / невесёлый . В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело , и как суффиксальное производное от слова невесёлый .
Приведём несколько примеров
словообразовательного разбора:
1) излишество
излишество ← излишний; излишество — «что-то излишнее»;
способ словообразования — суффиксация,
процесс, сопровождающий словообразование, — усечение ПЩ основы.
2) заметались — форма глагола заметаться
заметаться ← метаться; заметаться — «начать метаться»,
способ словообразования — приставочный.
3) ухода
ухода — форма существительного уход
уход-Ø ← уходить; уход — «когда уходят, то же, что уходить»,
способ словообразования — суффиксация,
процессы, сопровождающие словообразование:
— усечение ПЩ основы,
— чередование д’/д .
4) снегокаты — форма существительного снегокат
снег(о)катØ ← снег + кататься, снегокат — «то, на чём катаются по снегу»,
способ словообразования — сложение с суффиксацией,
Другие статьи:
«Ложные друзья» в словаре
В предыдущей главе мы говорили о «прозрачных» словах как о подлинных друзьях
начинающего. Однако в составе словаря скрывается немало и его (или ее) так называемых
«ложных друзей». По-английски они ...
Костыль или вспомогательное средство?
Анатоль Франс называл словари «вселенной, расположенной по алфавиту». И я, даже
по прошествии стольких лет, беря в руки словарь, всегда испытываю волнение.
Мы, переводчики, счастливый народ. Одно д ...