7. Буйно росли травы, понимались птицы и звери.
7. …паровались птицы и звери.
8. Федотка, чикиляя на одной ноге, прикричал…
8. …прыгая на одной ноге…
Упражнение 126. В отрывках из художественных произведений современных авторов выделите диалектизмы и дайте стилистическую оценку их использованию (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка и словарям местных говоров).
1. Об чем гуторили, никому не известно, только дед вернулся веселый, как хмельной, хоть вина почти и не пил… «Сейчас чувилек свяжем и поплывем!» -ободряюще сказал он. 2. Прикондыляла Евсючиха в рыбкооп, где работала раньше. - Заказала бы с кем, встретил бы, лошадь долго ли запрягчи? 3. Вернулся с войны - снова за пасево. А какой я пастух без рожка? 4. Подстреленный волк ткнулся в снег, завопил, забрылял ногами… 5. Редко бывало незапамятное такое зазимье грибное. 6. В нашем селе все колхозные летние работы велись в три уповадка. Первый уповадок - с четырех часов утра до восьми; второй уповадок - с девяти до часу дня; третий уповадок - с четырех до десяти вечера… пока не начнет темнеть. (В.А. Солоухин.)
Упражнение 127. Дайте стилистическую оценку использованию в газетных материалах диалектизмов и просторечных слов (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Подберите литературные синонимы к словам, использование которых вы считаете стилистически неоправданным.
1. Прекрасный получился надрек, как называют у нас арбузную патоку. 2. Захару скоро захотелось есть, и скоро он уже хлебал из таганка жидкую пшенную кашу… Оставив таганок с остатками каши, набив очаг поленьями, он лег на топчан из жердей и крепко уснул. 3. Не переступая порога, с крыльца, он произносил в шибку слова. 4. Мы выехали, когда уже ободняло. 5. Дети редко навещали родительскую оселю. 6. Приходят, когда вздумается, уходят, когда схочется. 7. «Василь! - позвал он брата. - Принеси-ка мне рушник». Вася, сделав гримасу, пошел в хату и тут же вернулся с полотенцем. 8. До окончания зимника остается каких-то двадцать дней.
Упражнение 128. Проанализируйте примеры авторедактирования В.М. Шукшина. Объясните отказ писателя в процессе правки от употребления слов, заключенных в скобки, и лексические замены; дайте стилистическую оценку использованию им разговорной, просторечной и диалектической лексики.
1. Глеб посмеивался и как-то мстительно щурил [свои настырные] глаза. 2. За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде забывать про Глеба… И тут он [попер] пошел в атаку на кандидата. 3. - Петя! - чуть не плачет Лялька. - Я уж и так [смучилась] измучилась. 4. Я их две получил в сберкассе: одну двадцатипятирублевую, другую [полусотельную] полусотенную. 5. - Почему обязательно руками надо [трогать] хватать? - закричал он шепеляво. 6. Тебя, дьявола, голого [почесть] в родню приняли. 7. Ты это… не говори никому, что [стунил] слупил с меня четвертной. 8. Что вы, они вечерами никуда не [ходят] ходют. 9. Отвяжитесь от него, [не тревожьте] не трожьте. 10. Ты знаешь Талицкую [церкву] церковь? 11. Надо только, думал он, собраться, крепко [подумать] обмозговать.
Упражнение 129. Дайте стилистическую оценку использованию диалектной и просторечной лексики в отрывке из рассказа Василия Шукшина «Мастер». При этом разграничивайте язык автора и речь персонажей.
Жил-был в селе Чебровка Семка Рысь, забулдыга, но непревзойденный столяр. Длинный, худой, носатый - совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она - в руках… Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они - ровные от плеча до кисти, толстые, словно литые. Красивые руки. Топорик в них игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости, и Семка так, для куража, орет:
- Что мы тебе, машины? Тогда иди заведи меня - я заглох. Но подходи осторожней - лягаюсь!
Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно: поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь - милое дело. Временами он крепко пьет. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать…
- У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, если бы не пил-то.
- А я не хочу как сыр в масле. Склизко.
… Его даже писатель один, который отдыхал летом в Чебровке, возил с собой в областной центр, и он ему там оборудовал кабинет… Кабинет они оба додумались «подогнать» под деревенскую избу (писатель был из деревни, тосковал по родному).
- Во, дурные деньги-то! - изумлялись односельчане, когда Семка рассказывал, какую они избу уделали в современном городском доме. - Шестнадцатый век!
Другие статьи:
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Упражнение 227. Выделите формы субъективной оценки и определите
их стилистические функции в контексте.
1. Приехал этот мальчишечка… Парнишечку того звали Ванькой.
Такой шшербатенький, так, невы ...
НАШ УДИВИТЕЛЬНЫЙ КОД
Математическая теория связи позволяет измерять информацию с помощью точных чисел.
О том, как теория информации находит применение в изучении человеческого языка,
о сложности этого изучения расскаж ...